Понедельник, 25.09.2017, 07:19
Приветствую Вас Гость |
 
ГлавнаяФотоальбомРегистрацияВход
Меню сайта
Наш опрос
Актуальна ли для Вас возможность просмотра расписания уроков на сайте лицея?
Всего ответов: 2
Календарь новостей
«  Сентябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Друзья сайта
ГОТОВИМСЯ К СОЧИНЕНИЮ ПО ТВОРЧЕСТВУ А.С.ПУШКИНА
Как анализировать лирическое стихотворение.
Анализ — это логический метод, с помощью которого мы расчленяем предметы или явления, выделяя в них (для дальнейших рассуждений) отдельные части и свойства.
Анализ художественного произведения — это такой разбор, который должен привести к углубленному прочтению его, т. е. проникновению в мысль и чувство, выраженные художником.
Не следует забывать, что в центре лирического произведения — образ лирического героя. Поэтому содержание, смысл стихотворения надо искать в «ключевых словах» его, с помощью которых и выражается переживание лирического героя. Значит, анализ художественного произведения предполагает чтение, выделение «ключевых слов» и «фраз», составление плана, подборки цитат и т. д. Цель этой работы должна быть определена заранее. Например, вы обращаете внимание на эпитеты (метафоры, сравнения. ..) стихотворения. Для чего? Чтобы понять, какова их роль в художественном тексте, каковы их особенности у данного автора, о каких чертах его дарования они говорят.. .
Однако глубоко и полно понять значение каждой выделенной в процессе анализа части и на этой основе сделать правильные умозаключения нельзя, если не уметь видеть эти части вместе в единстве, в целом. Этой цели служит синтез — мысленно объединение существенных свойств однородных предметов и явлений.
И тезис (суждение, мысль), и его доказательств (аргументы), и логические действия (рассуждения), и анализ, и синтез-»- все это как бы «строительный мате­риал», «кирпичики», из которых разными способами строится «здание» научного поиска. Сравнение логических категорий со строительным материалом не случайно: важно не только и не столько количество суждений-тезисов, аргументов или логических действий, сколько последовательность, убедительность, простота и яркость ваших мыслей и чувств.
Общие рекомендации в виде опорных вопросов:
1) Чтобы выяснить позицию автора и понять, что его волно­вало в те годы (годы создания произведения), расскажите о месте, времени, истории написания стихотворения (если есть ва­рианты — приведите), об обстоятельствах жизни и общественном изложении поэта.
2) Раскройте тему, идею, композицию, строфику стихотворе­ния.
3) Излагая содержание каждой части стихотворения (лучше того делать это близко к тексту, цитируя), покажите мысли, чувства (душевное состояние, настроение) лирического героя. Тут же объясните, какими художественными средствами передаются эти мысли и чувства, иными словами: рассказывая, о чем творит поэт, какие чувства испытывают его персонажи, скажите, как он это делает, какие средства поэтического языка для этого использует.
4) Какое впечатление произвело на вас стихотворение? Ка­кие строки показались наиболее значительными и почему?
5) Как, по-вашему, надо читать отдельные части стихотво­рения и все в целом?
ОПОРНАЯ ЛЕКСИКА, ЛЕКСИЧЕСКИЕ ОБОРОТЫ И СИНТАКСИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ ДЛЯ ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ
I. ЛЕКСИКА
со значением лично­стного отношения
Я вижу... (слышу, полагаю, ду­маю. .. Перед моими гла­зами встает... Часто наблюдает­ся. .. Одно из интерес­ных. .. На мой взгляд,.. Можно заметить... Как хочется... Люблю перечиты­вать. .. Не знаю лучше... Хотелось бы ду­мать. ..
для рассказа о художе­ственном своеобразии
идейно-художествен­ное значение художественные средства аргументы исходная тема контрастные интона­ции строфика многообразие рифмы величавый стиль четкий ритмический рисунок
эмоционально-оценоч­ного значени
гимн любви символ веры жизнеутверждение оптимизм солнце поэзии верность друзьям «древо смерти» пафос открытие прекрас­ного проникновенный лиризм романтический взгляд пушкинская вера
I. СИНТАКСИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ
эмоционально-оценочные
Когда я впервые внимательно прочел... Стихотворение — одно из лю­бимейших, потому что... Оно полно Солнца, Любви, Радости... Неторопливо, раздумчиво,сво­бодно и естественно движет­ся. .. В каждой строке чувствует­ся... Так постепенно поэт перехо­дит к...
АНАЛИТИЧЕСКИЕ
Среди других произведений этих лет... Это стихотворение — испо­ведь. .. Первые строки... Но уже в следующей строфе... Резкая смена интонации ве­дет. .. Что означают эти слова? Нет, не случайно поэт... Своеобразие этих строк в том...


ОПОРНАЯ ЛЕКСИКА, ЛЕКСИЧЕСКИЕ ОБОРОТЫ И СИНТАКСИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ ДЛЯ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ (ПО РОМАНУ «ЕВГЕНИЙ ОНЕ­ГИН»)

I.ЛЕКСИКА
для характеристики Оне­гина:
ирония, самоиро­ния, сомнения, от­рицание, притворст­во, маска, язвитель­ность, разочарован­ность, независи­мость, рассудитель­ность, трезвый расчет, самоанализ; судьба и личность героя романа; «неподражательная странность и рез­кий, охлажденный ум»; необычный и сложный характер, холодная прозаич­ность
ДЛЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАТЬЯНЫ:
пленительный образ любимая героиня Пушкина богатство внутрен­него мира возвышенно-роман­тический склад ду­ши жажда идеала благородство и глу­бина натуры мир поэтических грез тайные порывы души трагичность судьбы
ДЛЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛЕНСКОГО:
романтический мир обаятельный образ юноши возвышенные речи восторженно-доверчивое отно­шение наивная и безот­четная вера пылкость и востор­женность погружение в меч­ты и грезы романтические по­рывы

для характеристики автора:
авторской речи создатель романа авторский голос действующее лицо пушкинский мир пушкинское жиз­нелюбие взволнованная речь автора эмоциональность и образность языка особенности поэти­ческой интонации проникновенный лиризм задушевность и до­верительность тона
для высказываний о романе:
экспозиция антитеза реализм пейзаж полемика композиция контрасты гротеск проблемы глубина и многосторонность романа неповторимый художественный мир сдержанная эмоциональность и драма­тизм народно-поэтические картины утверждение бесценности человеческой жизни публицистичность стиля нравственные и политические проблемы
II. Синтаксические конструкции
сопоставительно-оценочной формы:
.. от исповеди ли­рического героя... к форме свободного романа . .эта близость ав­тора герою и в то же время противопо­ложность. ..
эмоционально-оценочной формы:
... так пленительно ее... ... Татьяна, натура загадочная... ...искренность и бла­городство Онегина при встрече с Татья­ной. ..
субъективно-экспрес­сивной формы:
... перефразируя, я мог бы сказать... ... сразу же захва­тывает читателя... .. .хочется понять, что же... сопоставительно-оценочной формы .. .тут открытое вме­шательство автора... там — незаметное... Если Онегин..., то .. Ленский...
Форма входа

Полезная информация:



ВЕБИНАРЫ

ПРИЕМ В ПЕРВЫЙ КЛАСС

РАСПИСАНИЕ УРОКОВ

Расписание звонков

Расписание каникул

КОНКУРСЫ 2013-2014

График работы медицинского кабинета

Наши телефоны



Телефон доверия
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Litceum 7 © 2007-2014